Дефицит капитала – сопутствующая проблема развития бизнеса, с которой сталкивается большинство молодых компаний
Фондовый рынок готов взять на себя финансирование новых игроков, однако важно, чтобы начинающие предприниматели умели рассказать о своем бизнесе инвесторам. Предстоящее 18 апреля INVEST SHOW должно помочь стартаперам «выйти в свет». О задачах, стоящих перед выставкой рассказал генеральный директор информационного агентства финансовых рынков «ИРБИС» Евгений Мухамеджанов.
— Уже больше пяти лет Казахстанская фондовая биржа проводит выставку для инвесторов, на которой знакомит посетителей с основами инвестирования в ценные бумаги. Формат мероприятия со временем менялся: от простых стендов с рассказами о фондовом рынке мы пришли к публичным лекциям и демонстрационным торгам. В этом году вы предложили очередную новинку. Что особенного в выставке этого года?
— Прошлые выставки имели нацеленность на розничных и корпоративных инвесторов, которым презентовали фондовый рынок. Тогда брокеры напрямую общались с посетителями выставки: читали лекции о местном и международном рынках ценных бумаг, показывали работу торговой системы, проводили показательные сделки.
В этом году мы изменили содержание выставки. Мы оглянулись назад, проанализировали старые мероприятия, и решили, что для развития фондового рынка нужна такая фундаментальная вещь, как предпринимательство. Если бизнес будет развиваться и искать финансирование, он непременно придет на фондовый рынок, поскольку именно там можно диверсифицировать денежные потоки. И сейчас нам интересны два потока клиентов: инвесторы и предприниматели, которые только выстраивают свой бизнес.
Чтобы получить деньги инвесторов предприниматель должен грамотно рассказать о себе и своих проектах. Мы провели опрос и выяснили, что интересен формат выставки, на которой любой инвестпроект или стартап может поставить свой стенд и публично заявить, что нуждается в финансировании.
Дополнительно на выставке представят свою продукцию профессиональные участники: брокеры и один банк, а также компании, помогающие профессионально подготовить бизнес-планы, презентационные материалы, отдельные юридические документы.
Исходя из общения с профессиональными участниками, мы также выяснили, что самая большая проблема не дефицит проектов — на самом деле хороших идей очень много — а качественно подготовленный презентационный материал. Зачастую стартапер не умеет быстро и по существу изложить свои мысли, а у инвестора нет времени часами его слушать. Инвестор хочет ухватить коммерческий смысл проекта, чтобы уяснить для себя – углубляться в этот проект или идти мимо.
Поэтому мы хотим создать площадку, где бы стартапер проводил в день десятки презентаций, и стал если не профессионалом, то хотя бы отточил мастерство общения, получил бы обратную связь о своем проекте. И в будущем представляя проект профессионалам – инвестиционным и венчурным фондам – чувствовал бы себя намного уверенней.
— Вы будете помогать в подготовке презентаций?
— Нет, это не наша задача, однако мы всегда делимся контактами тех, кто этим занимается. Рынок подготовки презентационных документов стремительно развивается. Также сейчас есть множество школ стартапов, где как раз и учат основам презентации проектов.
Мы для себя ставим две задачи по этой выставке. Первое – научить компании распространять о себе информацию, это одна из важнейших составляющих успеха на фондовом рынке, второе – рассказать компаниям, заинтересованным в поиске стратегического инвестора, о стандартах корпоративной культуры, о базовых вещах, необходимых для эмитента, что, безусловно, сделает их на шаг ближе к фондовому рынку.
В идеале мы хотим создать некое комьюнити, где бы вращались компании, заинтересованные в деньгах фондового рынка, но которые по каким-то причинам не могут на этот рынок попасть. Например бизнес работает по серым схемам или не наработалась моральная готовность открыться инвесторам.
Можно сколько угодно интегрироваться с мировыми площадками, но нам нужно помогать собственным эмитентам
Мы прекрасно понимаем, что можно сколько угодно интегрироваться с мировыми площадками, но нам нужно помогать собственным эмитентам. Фондовый рынок создается с единой целью – развивать собственное производство. А каким деньгами оно будет поддерживаться — местными или иностранными — не так уж и важно. Для 90 процентов компаний, с которыми мы разговаривали в процессе подготовки мероприятия (участвует порядка 200 компаний), вообще не важно, кто даст им деньги: банк, инвестиционный фонд, стратег. Главное – приемлемые условия финансирования и непрерывность производства. Ведь бывает, что открыв в банке кредитную линию и получив первый займ, на втором этапе проекта банк отказывает в деньгах. Это самое худшее, что может случиться с бизнесменом: он вложил силы, энергию, внес залоги, а развитие прервалось.
В плане выдачи денег фондовый рынок более прозрачный. Если он видит потенциал проекта и оценил будущие доходы, то с удовольствием его профинансирует. К тому же существуют определенные преференции для компаний, которые выходят на фондовый рынок. И размещение акций компании мелкой капитализации – «БАСТ» – первая ласточка в этом направлении.
— Хорошо, создадите вы профессиональное комьюнити, а дальше что с ним будет происходить?
— Мы хотим сохранить его в формате ежегодного мероприятия, которое будет проходить весной в Алматы. Хотя понимаем, что сейчас многие компании переживают не самые лучшие времена, когда каждая копейка на счету, поэтому и стараемся предложить комфортные условия участия.
Нам также интересно запустить в Казахстане портал, где соответствующее комьюнити будет общаться, а мы сможем выступать связующим звеном. В России уже с десяток подобных ресурсов, у нас же – разрозненные очаги информации, которые организуют компании, разрабатывающие бизнес-планы. Нужен независимый игрок, состыковывающий инвесторов и старпатеров.
Также нам поступило предложение проводить выставку в Астане. Там тоже есть потребность в такой площадке: в столице стремительно развивается бизнес, люди хотят больше получать информации об источниках финансирования и есть аудитория с которой можно работать.
— Вам это интересно?
— Безусловно, ведь у команды большой опыт проектной работы: биржа проводит подобные мероприятия уже несколько лет, и мы умеем зарабатывать на них деньги. Это важный момент, что площадка коммерческая. Мы не делаем бесплатных продуктов. Потому что коммерческий формат повышает ответственность участников и проще проверять результат собственной работы: когда у тебя все получается, в следующий раз тебе дают денег больше.
— Что вы будете считать хорошим итогом своего мероприятия?
— Если по итогам выставки пройдут две-три сделки, когда стратег войдет в компанию, либо несколько слияний между компаниями. Хотя интересно и количество посетителей. Если поучаствует 40-50 проектов, придет тысяча человек, уже можно говорить об интересе к мероприятию.
В любом случае проект должен пожить какое-то время. «ИРБИС» последние пять лет вкладывался в развитие образовательного направления, проводя учебные торги и конкурсы среди студентов, и многие из них стали клиентами брокерских компаний, а кто-то даже пришел туда на работу. Мы видим результат. Так и с площадкой, промежуточные итоги будут видны лишь через несколько лет.
— Почему бизнесу должна быть интересна ваша площадка как источник финансирования?
— Удачный вариант: получать ликвидность у государства, когда до конца не ясно, возвратная она или нет. Другое дело, когда ты получаешь инвестора, который трудом заработал свой капитал и не дает деньги просто так. Как минимум, он потребует бизнес-концепцию.
Я считаю, что единственный нормальный путь развития, когда бизнес дает деньги бизнесу. Тогда идет органическое развитие. В стране созданы комфортные условия для бизнеса: стабильная политическая ситуация, приемлемые налоги, проблем мало, и одна из них – дефицит ликвидности.
Спрос на деньги привел к появлению местных бизнес-ангелов, людей, которым интересно не только обладать деньгами, а вкладывать их в компании, помогать молодым бизнесменам. Им интересно преумножить капитал, помогая экономике и развивая реальные проекты. Думаю у этого направления большое будущее.
— Кто выступает в роли таких инвесторов?
— Это частные лицо, на руках у которых не одна сотня миллионов долларов, это и корпоративные фонды, объединяющие средства разных слоев клиентов, заинтересованных в покупке бизнеса. Есть также международные венчурные фонды. На сайте регистрации есть заявки от нескольких фондов из Дубая, которые, скорее всего, приехать не успеют, но регистрацию прошли. Фонды из Юго-восточной Азии в будущем составят костяк иностранных инвестров.
— Компании, каких секторов проявляют интерес к выставке?
— Сектора самые разные, основной спрос исходит от IT-компаний, которые испытывают острейшую потребность в деньгах. IT-сектор формируется в Казахстане семимильными темпами. Вузы готовят огромное число специалистов и к тому же вход в бизнес недорогой: не надо покупать дорогостоящее оборудование, снимать огромные офисы. Собрал команду и приступил к разработке программного обеспечения, либо к адаптации иностранных разработок к местным требованиям. Небольшим частным компаниям важно успеть занять место под солнцем.