На этом этапе вы уже представляете свою целевую аудиторию, и сколько ваши потенциальные бэкеры готовы заплатить за ваш продукт. Теперь нужно разработать план продвижения. И сделать это нужно заранее.

Почему это важно?

Без продвижения проект не привлечет ни бэкеров, ни денег. Это аксиома. Поэтому запустить проект и ждать чуда не стоит – его не последует. Главная цель продвижения – охватить достаточное количество нужных людей.

Рассчитайте охват

Здесь работает любимая человеком со школьных лет наука – математика. Ваша задача – распространить как можно больше информации о запущенном проекте. Больше новостей — больше охват. Чем больше охват, тем больше переходов на страницу проекта. Чем больше переходов на страницу, тем больше оплат.

Статистики переходов и оплат у разных проектов будут отличаться. Например, из 20 человек, прочитавших новость, 1 перейдет на страницу проекта. 1 из 20 перешедших в итоге заплатит. Это означает, что для того, чтобы получить одну оплату, новость о вашем проекте должны увидеть 400 человек. Если проекту нужно привлечь 300 бэкеров, то в сумме 120 000 человек должны увидеть статью или пост о кампании. Как мы уже говорили, показатели могут сместиться в ту или иную сторону в зависимости от вашего продукта, целевой аудитории и инструментов, которые вы будете использовать для продвижения.

Способы и каналы продвижения

Большая часть работы по продвижению ведется онлайн. Лучше всего работают инструменты, которые позволяют распространять прямую ссылку на ваш проект. Нужно использовать любую возможность рассказать о проекте, ниже вы найдете некоторые способы и каналы продвижения:

  1. Лояльное ядро. Друзья, родственники, коллеги, первые поклонники проекта. Вовлекайте их в происходящее. Просите делиться новостями и мнениями.
  2. Лидеры мнения, блогеры. Доверия к человеку всегда больше. У лидеров мнения есть своя аудитория и пост у блогера может дать проекту больше, чем статья в небольшом СМИ. Главное — сделать правильный выбор. А он зависит от тематики проекта: если ваш проект посвящен здоровому образу жизни, ищите фитнес-энтузиастов, если связан с дошкольным образованием — ищите среди блогеров мам. Обратная логика здесь работает так же: не просите вегана рекламировать бургерную, если котлеты в них не из фалафеля. Будет идеально, если они не только напишут и расскажут о вашем проекте подписчикам, но и сами его поддержат. Придумайте, что вы можете предложить им в качестве благодарности за участие.
  3. Онлайн-сообщества. Помимо крупных новостных порталов, которые придут вам в голову первыми, не забывайте о форумах и сообществах. Бывает так, что ваша аудитория уже собрана на определенном ресурсе или в паблике. Как в случае с проектом "Годы в белом халате": её автор, Павел Глушинец, публиковал свои рассказы на сайте Пикабу. У проекта быстро образовалась читательская аудитория, и когда Павел собрал рассказы в книгу и запустил кампанию, проекту понадобилось 2 дня, чтобы полностью закрыть бюджет.
  4. Онлайн СМИ. Составьте список наиболее подходящих для вашего проекта СМИ. При этом не забывайте про целевую аудиторию. Если ваш проект закрывает потребности небольшого районного городка, то прежде, чем штурмовать TUT.BY и ONLINER, подумайте о местных СМИ и локальных сообществах. 
  5. Бизнес и корпоративные рассылки. Привлекайте бизнес в качестве партнеров проекта: рассылка по сотрудникам часто показывает отличные результаты. 
  6. Платная реклама. Например, в социальных сетях. В некоторых случаях она даёт неплохой результат. Использовать её или нет – решать вам. Но если решите прибегнуть к данному инструменту, найдите человека, который разбирается в теме.
  7. Дополнительные инфоповоды. Ситуативный маркетинг: периодически интернет пестрит определенной новостью, обсуждаемой всеми. Попробуйте включиться и сыграть на этом. Помните случай с магазином “Корона” и парнем на самокате, которого оштрафовали за то, что он на самокате передвигался по торговому центру? В «Соседях» оперативно развесили плакаты с изображением самоката и призывом «Заезжайте к нам!».
  8. Флешмоб. Главное, хорошо продумать тематику и посыл: он должен быть не слишком сложным, и в то же время увлекательным – тогда у него будет вирусный потенциал. Флешмоб желательно запускать не в одиночку, а собрать от 20 человек: так он быстрее наберёт популярность. И не забудьте придумать простой в написании оригинальный хэштег: это поможет бэкерам найти больше информации о проекте в сети. 
  9. Радио и телевидение. Как мы уже сказали, поход на радио и телевидение отлично сработает с точки зрения узнавания проекта. Вполне вероятно, что и новых бэкеров привлечет. 
  10. Оффлайн мероприятия и встречи с бэкерами. Мастер класс, поход специализированную на выставку, публичные чтения глав из книги – всё это позволит познакомиться с бэкерами и создать нужную шумиху вокруг происходящего.

Составьте план продвижения

Срок крауд-кампании вы устанавливаете самостоятельно. Технически Улей допускает сбор средств от 1 до 180 дней. Оптимальным для краудфандинговой кампании считается срок от 30 до 45 дней. Затягивать срок действия кампании мы не рекомендуем: это совсем не стимулирует бэкеров совершать покупку сразу, а тем, кто заплатит на старте, придется слишком долго ждать. 

Подготовьте план онлайн- и оффлайн-активностей: каналы, которые вы собираетесь задействовать, мероприятия, в которых собираетесь участие. Распределите активности по дням и неделям.

План действий

План действий можно условно разделить на 3 этапа: Атака, Осада, Штурм.

Атака:

  • Атака должна быть рассчитана на первую неделю активных действий после запуска
  • Первые несколько часов. Активизируйте лояльную аудиторию, чтобы собрать свои первые 5% от друзей и сообщества. Это должны быть заранее подготовленные люди, которые активно ждали запуска вашей кампании.
  • Как только ваш проект привлёк минимальную сумму, подключите блогеров и лидеров мнений. 
  • После этого подключайте крупные СМИ и новостные ресурсы. 
  • Дальше займитесь нишевыми СМИ, разместите информацию о проекте в блогах и сообществах. 

Осада:

  • Этот период, который занимает несколько недель в середине вашей крауд-кампании, обычно характеризуется низкой активностью бэкеров, т.к. информация о кампании перестаёт быть новой и интересной.
  • Держите позиции. Оставайтесь на слуху с помощью различных акций и флешмобов. 
  • Задействуйте оффлайн-мероприятия и мониторьте инфоповоды. 

Штурм:

  • В последние 2-3 дня крауд-кампании вы просто обязаны спровоцировать повторный ажиотаж.
  • Именно для этого проекту нужен финальный рывок. Последние дни до завершения кампании – время задействовать все силы: подключите лояльную аудиторию и лидеров мнений, сделайте рассылку по СМИ, как вариант, сообщив им об итогах кампании
  • “У вас осталось 2 дня” – главный посыл, с которым вы повторно обратитесь к потенциальным бэкерам. Публикуйте информацию в сообществах проекта, запускайте рекламу. Все, кто откладывал, должны узнать, что времени на раздумья не осталось и покупку пора совершить.  

Подготовьте материалы

1. Составьте список способов и каналов продвижения со всеми необходимыми контактами. Заведите таблицу, где разместите списки лидеров мнений, блогеров, сообществ и СМИ с контактами и ссылками.

2. Напишите пресс-релиз. Подготовьте общий шаблон, в котором будет основная информацию о проекте и самые важные моменты: что, зачем, когда, где. Факты, статистика, уникальные свойства продукта, комментарий автора. Затем подготовьте адаптации для тематических СМИ, ориентированные на аудиторию издания. Например, вы открываете кафе. Аудитории Probusiness будут интересны цифры и бизнес план, Kyky — основная идея и история, рассказанная от первого лица/ история создания, а читателей Koko.by интересует еда. Подробнее о том, как подготовить пресс-релиз можно почитать здесь.

3. Подготовьте пресс-кит. В пресс-кит входят пресс-релиз и вся визуальная информация: фотографии продукта, команды, рекламные баннеры и любая другая информация о проекте, представленная графически, а также видео.

4. Составьте план публикаций в социальных сетях. Заведите график публикаций и подготовьте шаблоны текстов. В план могут войти как публикации на страницах проекта, так и согласованные заранее публикации на страницах блогеров и лидеров мнений. 

5. Подготовьте рекламную кампанию и креативы. Решите, будете ли вы использовать платное продвижение, определите бюджет и каналы. Составьте календарный план. Подберите картинки и тексты.

6. Подумайте, что еще можно сделать заранее и сделайте всё, что можно. Помните, что мы рекомендуем вам просто набросок плана. Но вы сами должны понять, что подойдет именно вашей крауд-кампании. Наверняка, Вы сможете придумать что-то еще.