Цель краудфандингового проекта – создание уникального продукта. Это может быть книга, фильм, гаджет, аксессуар. Краудфандинг подходит и для того, чтобы собрать средства на организацию фестиваля, воркшопа, или запуск социального проекта. Главное – предложить полезную для бэкеров идею.

Краудфандинг имеет ряд нюансов:

  1. Вы предлагаете заплатить за то, что еще не произведено (чего еще не существует). 
  2. Заплатить в проект, который может и вовсе не привлечь достаточное количество денег и предзаказов, а значит и реализован не будет. 
  3. Бэкерам приходится ждать. Средний срок действия кампании 30-60 дней. Плюс время на реализацию проекта, производство и доставку.

Это значит, что “продать” идею, представленную в рамках крауда не так просто, а в подготовке проекта есть свои нюансы. Ниже мы расскажем о том, какими признаками и качествами должен обладать ваш проект, чтобы краудфандинговая кампания завершилась успешно.

Требования к проекту

Готовность

К моменту запуска краудфандинговой кампании продукт должен быть доработан и полностью готов к производству. Если мы говорим о книге, то она должна быть написана, оформлена и готова к печати. Если вы разрабатываете гаджет, то у вас должен быть работающий прототип.

Если цель проекта - открытие нового пространства (мастерской или кафе), у вас должно быть найдено помещение и подготовлен дизайн-проект. 

Если вы планируете провести мероприятие, подготовьте программу, выберите участников, определитесь с датой и локацией. Убедитесь, что вы узнали обо всех необходимых согласованиях и позаботьтесь о том, чтобы все разрешения были получены. Это также касается городских проектов: любой арт объект или реконструкция требуют предварительного согласования с местными органами.

Больше наработок – больше доверия. Чем больше работы вы проделаете самостоятельно, тем убедительнее будет выглядеть ваш проект. А значит и вероятность успеха краудфандинговой кампании будет выше.

Оригинальность 

Это не значит, что проект не может иметь аналогов. Но он должен иметь свойства, выгодно выделяющие его на фоне существующих. Функциональность, удобство, эстетика, классное качество или крутой сервис – всё это может стать тем самым качеством, благодаря которому ваш проект станет успешным.

Нам всем знаком сервис Uber. По сути – то же такси. Но раньше для того, чтобы вызвать такси, нужно было звонить диспетчеру, ждать его ответа, а потом подтверждения вызова с трубкой в руках. Нужны были наличные, отсутствовала возможность напрямую связаться с водителем, посмотреть его рейтинг и оценить его работу самому. Соответственно были вопросы с сервисом. Uber решил все вышеперечисленные проблемы, хотя услуга осталась прежней: вас доставят из пункта А в пункт Б. Но процесс стал более удобным.  

Это может быть любая особенность, которая сделает ваш продукт уникальным. 

В 2018 году на сайте Улья запустился проект, в ходе которого можно было заказать шёлковые платки с авторским принтом. Нужно отметить, что речь идет о вещи, не побоимся этого словосочетания, премиального сегмента и соответствующей цены. Но эти принты уникальны, а платки красивы настолько, что проект довольно быстро привлек нужное количество предзаказов.

Еще один такой пример – футболки бренда ZHART с белорусскими принтами . Мы носим их сами. У этих футболок классные принты и отличное качество, Кроме того, добившись определенного объема заказов, ребятам удалось существенно снизить цену на производство, а значит сделать продукт еще более привлекательным для бэкеров. В том числе и для нас. 

Бургеры в Минске готовят в каждом третьем заведении, и многие делают это неплохо. Но ребята из BurgerLab обожают бургеры и философию уличной еды в целом. Идея сделать уличную еду особенной, творческий запал и огромная любовь к делу – вот то, что сделало проект Бургерной на колёсах успешным. 

Актуальность

Известная пословица гласит “Хороша ложка к обеду”, а опытный SMM-специалист заметит, что срок жизни некоторых инфоповодов составляет день-два. 

Нужно понимать, что на успех краудфандингового проекта также могут повлиять временные факторы. Что мы рекомендуем проверить перед запуском: 

  • Сезонность. Как правило, люди не готовят сани летом, поэтому продать водный пистолет зимой, а шерстяные носки летом будет сложно. Причем ориентироваться нужно в первую очередь не на дату запуска кампании, а на дату доставки. Например, вы запускаете кампанию по предзаказу футболок в июне, которая продлится до начала августа, а футболки будут доставлены пользователям в сентябре. Спрос на футболки в сентябре будет не самым высоким. 
  • Событие. Как и в случае с сезонностью, новогодний подарок будет актуален в декабре. Кстати, если вы запустили проект за пару месяцев до праздника, не забудьте напомнить пользователям о том, что они могут заранее позаботиться о подарке на 8 марта или 14 февраля. 

Первые бэкеры

Еще до старта кампании вам нужно найти первых потенциальных покупателей. А заодно выяснить, сколько они готовы за него заплатить. Кроме того, это ваш шанс собрать обратные отзывы: изучить первую реакцию, понять сильные и слабые стороны продукта.

Этот процесс называется тестированием спроса.

Методик и способов существует довольно много. Вот некоторые из них: 

Выберите ту, что придется вам по душе.

Действуя таким образом, к моменту запуска кампании вы сформируете сообщество первых бэкеров. Заведите группы проекта в социальных сетях. Вам они позволят не терять связи с бэкерами и делиться с ними новостями проекта, а бэкерам – давать обратную связь и обмениваться мнениями. Кроме того, эти люди смогут оказать проекту и информационную поддержку, поделившись новостью о запуске крауд кампании на своих страницах в социальных сетях. Чем больше подписчиков – тем больше охват. Чем больше охват – тем больше шансов на классный старт и успех проекта в целом.  

Команда

Один человек – хорошо. Но вытянуть проект в одиночку – непростая задача. Проекту нужен лидер и команда, в которой четко разделены задачи и зоны ответственности. 

Подумайте, кто будет заниматься оформлением проекта, а кто будет отвечать за рекламную кампанию. 

Список лотов

Вам нужно придумать список вознаграждений (лотов) для бэкеров.

Сразу напомним о том, что нельзя предлагать в качестве лотов в рамках крауд-кампании. 

Зачастую возникает вопрос, какой должна быть стоимость вознаграждений. Отвечаем ориентируйтесь на существующий рынок и предложения. Цена должна быть конкурентной и не должна быть завышена. Майка с логотипом проекта за 100 рублей – не самое интересное предложение. 

Вот несколько лайфхаков для подготовки списка вознаграждений:

  • Определите базовый лот. Базовый лот – это зачастую то, ради чего вы запускаете крауд-кампании. Выпущенная книга, записанный музыкальный альбом, билет на организуемое мероприятие. Если же вы Леонид Пашковский, то импровизируйте. На основании базового лота формируются все последующие комбинации.

  • “Ранние Пташки” – лот, в котором вы предлагаете купить продукт на особо выгодных условиях. Это может быть супер-низкая цена, или дополнительный бонус к покупке. Количество таких предложений ограничено, поэтому такие лоты вызывают желание поддержать проект здесь и сейчас, не откладывая. Это позволит быстро привлечь первых бэкеров.

  • Комбинации. Теперь подумайте о вариациях на тему базовый лот + бонус. Книга с автографом автора, музыкальный альбом с приглашением на презентацию, билеты на спектакль в первом ряду. Увеличивайте количество: два билета, набор из трех маек. При этом не забывайте, что стоимость единицы в наборе всегда ниже. 

  • Лот-благодарность. Вы можете добавить лот для тех, кто не хочет покупать ваш продукт, но, вероятно, просто захочет поддержать вашу инициативу. Такой лот предлагают за минимальную сумму. Этот лот звучит как простое “спасибо”. Иногда в благодарность за поддержку проекта авторы предлагают открытку или стикерпак. 

  • Лоты для компаний. Продумайте варианты лотов для крупных спонсоров. Например 20 книг по выгодной цене, или групповой мастер-класс. Если проект демонстрирует хорошую динамику сбора средств, на него могут обратить внимание организации. Это может быть магазин, который закажет продукт для последующей продажи или компания, которая закупает подарки сотрудникам или партнерам. 

  • Откажитесь от ненужных мерчей. Исключите всё то, что увеличивает бюджет проекта, при этом не несет функциональной нагрузки и никак не влияет на результат. Кепки, футболки, кружки, магниты, значки – их производство требует денег, польза от них весьма условная, но они увеличат бюджет вашей крауд-кампании. Подумайте об альтернативах, которые с точки зрения эмоций будут круче, а денег вы на них почти не потратите. Любимый Леонид Пашковский отправлял открытки,  а ребята из “Называйте это как хотите” смастерили дерево весны, посвященное проекту, и прикручивали на него листья с именами бэкеров.

Бюджет

Идеального бюджета нет. Универсальной суммы, которую соберет любой проект также не существует. Бюджет крауд-кампании должен в первую очередь отталкиваться от суммы, которая нужна для реализации вашего проекта. Остальное зависит от того, насколько интересным будет ваш проект для бэкеров. 

Бюджет складывается из:

  • Стоимости реализации проекта (производство продукта, аренда помещения, затраты на продвижение проекта и пр.).
  • Дополнительных расходов (вознаграждения, оплата работы привлеченных специалистов, другие расходы по проведению кампании).
  • Комиссии платформы Улей и платёжной системы - 10%.
  • Налоги.

Запустить краудфандинговую кампанию в Улье могут как физические, так и юридические лица. Чаще всего это зависит от типа проекта. Налоги рассчитываются следующим образом:

  • Физические лица. В этом случае автор привлекает средства на основании договора дарения. В данный момент сумма, полученная в дар, которая не облагается подоходным налогом равна 7003 рублей. Периодически эта сумма меняется. Вы можете проверить актуальную сумму на момент запуска проекта в интернете или уточнить у своего менеджера в Улье. Если указанная сумма будет превышена, в конце года автору проекта нужно будет заплатить 13% от той суммы, на которую лимит был превышен. Сложно? На самом деле нет :) Пример: ваш проект привлек 8000 рублей. От 8000 отнимаем 7003 и получаем 997 рублей – это и есть та самая сумма, на которую лимит был превышен. Умножаем её на 0,13 и получаем 129,61 рублей (13%). Именно этой суммой вы порадуете Государство и налоговую службу.
  • Индивидуальные предприниматели и другие юридические лица. Если проект запущен индивидуальным предпринимателем, ремесленником, юридическим лицом или некоммерческой организацией, то собранная сумма будет облагаться налогом в зависимости от вашей формы налогообложения.

Мы также рекомендуем:

  1. Делать бюджет минимально-необходимым. Ситуация бывает неоднозначной: можно сделать дешевле и хорошо, а можно дороже и лучше. У совершенства нет пределов, однако лучше гарантированно собрать нужную сумму, чем не собрать ничего. Помните, что в Улье действует принцип “Всё-или-ничего”.
  2. Найти наиболее эффективный и низкозатратный способ реализации проекта, сравнив варианты (издательства, площадки, фабрики) и выбирать наиболее выгодный и подходящий
  3. Вы также можете воспользоваться нашей таблицей, которая поможет вам рассчитать бюджет кампании.