Ящерка Токи идет на запад

Издание постапокалиптической сказки про Беларусь для подростков
Аннотация книги:
История о подростке, который выжил после техногенной катастрофы и пробует в вымершей стране найти возможность возродить жизнь. Он следует на Запад в поисках плодородной земли, чтобы посадить растения. На заброшенной станции герой встречает отшельника с запасами продуктов, который уговаривает путника остаться с ним жить.
О проекте:
Однажды в интернете я натолкнулся на фотографии солигорских терриконов и был удивлен, что в Беларуси есть столь завораживающие пейзажи: безжизненная пустыня, потрескавшаяся земля… В общем, картинка из фильмов про апокалипсис. Она-то и вдохновила создать историю в модном жанре. Я тут же представил нашу страну в образе умирающей после техногенной катастрофы державы: палящее солнце истребило города, а зеленые поля превратились в выжженные пустоши. Метафора проста. За апокалиптической природой и отравленной повсеместно водой угадывается социально-политическая ситуация в Беларуси: в этой стране прогнила почва! Затем придумался главный герой – подросток с глазами ящерицы (почему так, прочитаете в книге) – который решил выбраться из мертвого мегаполиса и возродить жизнь в новом месте. Однако на своем пути он встретил толерантного ;) отшельника, приспособившегося к условиям апокалиптической природы.
Социально-политический подтекст – это хорошо. Но отнюдь не главное. Эта книжка не агитка «пятой колонны» и не занудство о том, как плохо живется в Беларуси. В истории есть и третий слой, куда более близкий мне. Я, как и многие авторы, пробую создавать
творческий продукт в стране, где творческий бизнес пусть не мертв, но развит
пока что слабо. Мне, подобно герою, хотелось бы созидать и примкнуть к тем, кто
пробует шевелиться в этой сфере.
Форма:
Это сказка. Но как одна известная сказка француза-летчика, она больше будет интересна читателям повзрослее – подросткам, молодежи. Поэтому текст я снабжу приличной порцией иллюстраций (и снова привет «Маленькому принцу»), чтобы книжку можно было не только прочитать, но и просмотреть (ведь нынче мы почти не можем без визуала). Мне кажется, и это далеко не откровение, что книжки должны становиться более синтетическим продуктом. Иллюстрации – от живописи, от комикса. Тема апокалипсиса – из кино. Я очень люблю Марка Шагала и попробовал стиль его картин – безмятежный, воздушный – перенести в свой слог. Эта книжка с одной стороны написана грустным языком, с другой в ней чувствуется – торжество жизни. На мой взгляд, эта книжка, которую будет приятно потрогать, ощутить в руках (мы выбрали с издательством специально подходящую для этого бумагу). Я люблю дарить книги и
предполагаю, что эта книжка также станет хорошим подарком – не только как
литературное произведение, а именно как книжный продукт.
О себе:
Кино- и видеожурналист. Бобер. Живу в чужой квартире с женой и двумя котиками.
Отрывок из книги:
Наверное, уже не осталось того, кто бы помнил шум неповоротливого трамвая или сердитое бибиканье застрявшей в пробке автомашины. Теперь никто и не скажет, когда в последний раз светила поникшая ложка фонарного столба и когда хотя бы в одном из городских окон виднелась электрическая жизнь. Звуки мегаполиса сникли. Суета поспешила в тень. Тревожный город наконец успокоился.
Небо, пресыщенное дымом от угольной станции, разрешило печь солнцу нестерпимо жарко, и людям пришлось бросить работу. Днем они ночевали в душных подвалах, а после заката, утомленные, пытались себя прокормить. Многие, уставшие от постоянной темноты, решили уснуть и больше не просыпаться. Другим жить помешала рыбная болезнь. Рыбами шутливо называли друг друга детишки, у которых на коже из-за горячего солнца появилась чешуя. Ее несчастные обладатели быстро ссыхались,
дряхлели и, подобно всем старикам, уже навсегда уходили глубоко под землю.
Солнце выпаривало из реки воду, а из жителей – последние капли душевных и телесных сил. Свет быстро сжигал деревья, превратив некогда зеленый парк в черное
пепелище, покрытое тлеющими стволами-огарками. Вмиг пересохший пруд сошел за
братскую могилу, куда на магазинных тележках свозили закопченные тела.
Многоэтажки пустели. Тысячи квартир могли принять постояльцев, вот только не
было живого существа, способного пробыть в обезвоженном доме больше недели.
Нередко бывало и так, что арендаторы находили в затхлых комнатах до смерти
вспотевших прежних гостей. Тогда рыбы плыли прочь в поисках нового ночлега, а
дверь занятого приюта помечали большим диагональным крестом.
Бесконечного лета не выдержали ни звери, ни растения. Что говорить о человеке, который в годы стихии нападал на собратьев, вместо того чтобы, объединившись, вылечить недуг земли и спастись. Где раньше росли леса – сейчас лежала пустыня, по которой можно было идти вечно, так и не встретив ни души. В конце концов опустел и город. Единственное, что напоминало о когда-то живших тут людях, – многочисленные бетонные и кирпичные строения. Правда, и они под гнетом солнца и ветра уже начинали трухлеть.
Токи проник в двухэтажное здание. Раньше такие называли «сталинками». Возможно, в
одном из них жила прапрабабушка Токи, вспоминавшая жестокого правителя каждый
раз, когда местная молодежь устраивала беспорядки. Сам юноша о тиране ничего не
знал, как и о многочисленных его последователях. Токи родился в разгар
солнечной эпидемии, когда никакого государства уже не было, а было лишь жалкое
племя из трех сотен ютившихся на задворках горожан.
Мальчик пришел в мир не без помощи чуда. В период солнечной чумы дети не рождались вовсе: совет племени не мог разрешить, чтобы на ничтожные запасы пищи и воды появился новый претендент. Да и не всякая женщина в удушающий зной согласилась бы носить в животе плод-паразит. На суде отец Токи всячески отрицал
причастность к зачатию, рассказывал о девственном размножении ящериц и жаб,
однако переубедить совет не смог. Старейшины мудро постановили родителю
выбрать, кому из трех членов семьи достанутся две положенные порции еды. Уходя
на голодную казнь, обреченный человек попросил о последнем желании: именовать
сына Токи – как одну из разновидностей ящериц. Большой любитель рептилий, мужчина заприметил необычную мутацию младенца: как и некоторые ночные гады, дитя родилось с выпуклыми глазами и было начисто лишено век...
Дополнительные радости:
Ориентировочная дата выхода книги – конец осени 2017 года.